Клод Моне

Один из самых известных художников в истории искусства и один из основателей импрессионизма, чьи работы представлены в различных музеях по всему миру, Оскар Клод Моне родился 14 ноября 1840 года в Париже. Отец будущего художника работал на семейном предприятии, а мать была домохозяйкой.

В 1845 году пятилетний Моне и его семья переехали в Нормандию, в город Гавр. Известно, что Моне был прилежным учеником, но игры и занятия в классе были ему совсем не по душе, мальчик больше любил проводить время на улице. Моне с детства проявлял интерес к рисованию: в его школьных тетрадях можно было найти зарисовки людей, а также карикатуры на его преподавателей. Мать Моне поддерживала его увлечение, в то время как его отец мечтал о том, что сын продолжит семейное дело.

Первую популярность Моне принесли его карикатуры и портреты жителей города. После знакомства с французским художником-пейзажистом Эженом Буденом, Моне в своих работах стал уделять больше внимания природе. Буден познакомил Моне с пленэрной живописью, которая в дальнейшем станет основной темой творчества художника.

В 1859 году Моне уезжает в Париж, где поступает в знаменитую Академию Сюисса, чтобы продолжить обучение живописи. Во время обучения на него производит сильное впечатление творчество художников-пейзажистов Барбизонской школы. Также в то время он знакомится с Камиллем Писарро, будущим выдающимся французским художником-живописцем, который станет его близким другом.

В 1861 году Моне был призван на службу в Алжир, откуда в 1862 году вернулся из-за болезни. После возвращения в Париж, Моне продолжил обучение в группе, которой руководил швейцарский художник и педагог Шарль Глейр. Там он познакомился с другими художниками, включая Огюста Ренуара, Альфреда Сислей и Фредерика Базиль, с которыми у Моне завязалась крепкая дружба. Также одним из наставников Моне стал голландский художник-пейзажист Ян Йонгкинд, который оказал сильное влияние на последующие работы художника.

(Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Фредерик Базиль, Камилль Писарро)

Моне нравилось рисовать на свежем воздухе. Иногда компанию ему составляли его друзья. В 1865 году Моне посчастливилось принять участие в одной из самых престижных выставок Франции – Парижском Салоне, где были представлены два морских пейзажа художника. Несмотря на то, что его картины в целом получили одобрительные отзывы, финансовое положение художника осталось плачевным.

В следующем году Моне вновь стал участником Салона. На этот раз организаторы выставки выбрали один из его пейзажей, а также картину «Девушка в зеленом», на которой была изображена Камилла Донсье – его любимая женщина и будущая жена. Камилла была из обеспеченной семьи и намного младше Моне. Девушка была музой художника и на протяжении всей своей жизни позировала для многих его картин.

В 1867 году на свет появился их первенец – сын Жан. Моне испытывал крайне серьёзные финансовые затруднения, и его отец не желал помогать ему. Тогда Моне впал в отчаяние и решил совершить самоубийство, пытаясь утопиться в Сене.

К счастью, вскоре Моне и его семье улыбнулась удача: Луи-Жоаким Гадибэ стал покровителем Моне, что позволило художнику продолжить свою деятельность и обеспечивать семью. Моне сочетался браком с Камиллой в 1870 году. Вскоре после начала Франко-Прусской войны, Моне с семьей переехали в Лондон. Там он познакомился с Полем Дюран-Рюэлем, который стал первым арт-дилером художника.

После окончания войны в 1872 году Моне вернулся во Францию и поселился в Аржантёй, северо-западном предместье Парижа, где стал совершенствовать и развивать свою собственную технику рисования. Там его навещали многие его друзья – Ренуар, Писарро, а также Эдуар Мане, который, по словам Моне, сначала ненавидел художника, потому что люди постоянно путали их фамилии. Совместно с другими художниками, Моне создал «Анонимное общество художников, скульпторов и граверов» - альтернативу Парижскому Салону, и стал выставлять там свои работы.

Временами Моне бывал недоволен своими произведениями. По некоторым сообщениям, Моне уничтожил около 500 картин: жег, резал, топтал. Помимо вспышек гнева, было известно, что Моне страдал от затяжных депрессий.

Выставка Общества в 1874 году стала прорывом. Одной из самых заметных картин Моне стала «Впечатление. Восходящее солнце» (1873), на которой был запечатлен Гавр в утреннем тумане. И с легкой руки одного из критиков, использовавшего название картины как заголовок своей статьи, художники, участвовавшие в выставке, стали «импрессионистами». Данный термин носил пренебрежительный оттенок и указывал на то, что художники небрежно рисовали свои картины, но, тем не менее, как нельзя лучше подходил для описания творчества Моне и других художников. Многие критики отметили, что работы больше похожи на эскиз или набросок, чем на законченное произведение.

После выставки 1874 года Моне продолжил выставлять свои работы совместно с другими импрессионистами вплоть до 1880-х годов.

В это же время в семье художника происходит печальное событие. Во время второй беременности (их второй сын Мишель появится на свет в 1878) заболевает его жена Камилла, которая так и не сможет справиться с болезнью и вскоре скончается. Еще при ее жизни Моне переедет жить в дом известного промышленного магната Эрнеста Ошеде и его жены Алисы.

После смерти Камиллы Моне создаст «Ледяной дрейф» - серию картин, написанных в тусклых оттенках. Вскоре Моне сблизится с женой Ошеде, и между людьми вспыхнут чувства. При этом Эрнест и Алиса так никогда и не разведутся. В 1883 Моне и его возлюбленная с детьми переедут в Живерни – тихую деревню, где Моне проведет всю свою оставшуюся жизнь и, которая станет настоящим источником его вдохновения. В 1892 году после смерти Эрнеста Ошеде, Моне и Алиса поженились.

В Живерни он любил рисовать в саду, на открытом воздухе. Особенно ему нравились кувшинки, что цвели в пруду – их он будет изображать на многих своих картинах.

    

Иногда Моне путешествовал в поисках новых источников вдохновения. В начале 1890-х, он снял комнату возле Руанского Собора, и написал серию картин, где основное внимание уделил деталям. На его картинах были изображены здания в утренних лучах солнца, полдень, ненастная погода и многое другое.

В 1900 году Моне отправился в Лондон, где его внимание художника привлекла река Темза.

В 1911 году умирает его жена Алиса и художник вновь впадает в отчаяние.

Импрессионистов постепенно стало сменять поколение кубистов, яркими представителями которого были Пабло Пикассо и Жорж Брак.

Но, тем не менее, интерес к картинам Моне не угасал. В этот период он приступил к написанию заключительной серии картин с изображением кувшинок, которые он отдаст в музей Оранжери в Париже. Он хотел, чтобы эти картины стали «островком мира и спокойствия», он искренне верил в то, что картины подарят посетителям музея умиротворение.

В последние годы жизни Моне вновь страдал депрессией. В одном из писем к другу он написал: «вся моя жизнь была сплошной неудачей, и всё, что мне остается – это уничтожить все мои картины, прежде, чем я покину этот мир». Несмотря на отчаяние, Моне до конца своих дней продолжал рисовать.

Клод Моне скончался от рака лёгких 5 декабря 1926 года в Живерни в возрасте 86 лет и был похоронен на местном церковном кладбище.

© Пелигрин 2013-2022
Яндекс.Метрика  
Сделано в FIORES