Густав Климт

Густав Климт – первая ласточка «Священной весны»

Густав Климт – один из отцов-основателей авангарда, смелый и самобытный художник, оставивший богатейшее творческое наследие.

Всю жизнь Климт боролся за то, чтобы живописцы отринули академизм старой школы и отправились в путешествие к новым формам, новым идеям и новым решениями. На его картине «Обнаженная истина» была изображена женщина, державшая зеркало.  Внизу полотна художник поместил цитату из Шиллера, которая, вероятно, могла служить жизненным кредо Климта: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло».

Климт родился  14 июля 1862 года в предместье Вены под названием Баумгартен.  Будущий живописец рос в очень творческой атмосфере: его отец был гравером по золоту (возможно, именно детские впечатления так повлияли на цветовые пристрастия  выросшего Климта, ведь он известен своей привязанностью к золотым, «осенним» оттенкам), а мать увлекалась музыкой и даже хотела стать профессиональным музыкантом, но, к сожалению, ее мечты так и не реализовались.  Однако они не имели постоянной работы, и семья жила в бедности.

Все сыновья Климтов тянулись к искусству и стали художниками. Эрнст и Густав Климты поступили в  художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности. Вместе со своим другом Францем Матчем они образовали своеобразное «живописное трио» и некоторое время творили вместе. В своих ранних работах Климт еще придерживался классического стиля.  Художники украсили фресками многие театры – например, в Райхенберге, Риеке. В 1885 году они работали над оформлением венского здания «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея. Также они выполняли работу по украшению дворца Штурани в Вене и расписывали потолок павильона минеральных вод в Карлсбаде.

Все фрески  просто великолепны и выполнены в лучших традициях неоклассицизма и подражания античному искусству: это касается и сюжетов, и исполнения.

После нескольких совместных проектов три молодых художника накопили достаточно средств, чтобы снять себе студию. Все говорило о том, что их ждет блестящее будущее – признание публики, новые заказы, растущее материальное благополучие. Однако случилась трагедия – в 1892 году ушли из жизни и отец Густава, и его брат Эрнст. Художник взял на себя все заботы о жене и дочери брата. Тогда же началась близкая дружба Климта с Эмилей Флеге, сестрой своей свояченицы.   Эта дружба была очень тесной  и продлилась до конца жизни: именно Эмилия Флеге запечатлена на картине Климта «Поцелуй».  Почитатели творчества Климта до сих пор спорят о том, была ли между художником и Эмилией только дружба или все же нечто большее.  Во всяком случае, это чувство они пронесли через всю жизнь.

Эмилия тоже была творческой личностью – вместе с двумя сестрами она организовала Модный дом, имевший огромную популярность у венских светских дам. Климт активно участвовал в работе Дома, придумывая расцветку и дизайн  платьев.

Несколько лет Климт еще работал вместе со своим другом, придерживаясь прежних принципов. В 1898 году Густав даже  получил из рук императора Франца-Иосифа I Золотой орден «За заслуги» за свой вклад в искусство.

Переломный момент произошел во время  совместной работы друзей над оформлением Художественно-исторического музея в Вене. В этот момент как раз начал формироваться неповторимый стиль Климта,  и поэтому бывшие единомышленники стали работать над разными картинами  - писать, как раньше, вдвоем одно произведение уже не могли. Так их творческий союз распался.

 В 1897 году случилось событие, ставшее важнейшей вехой не только в творчестве Климта, но и в творчестве многих его современников. Художник основал модернистское общество «Сецессион» по образцу берлинского «Сецессиона», чем обозначил свой разрыв со «старой школой» - поступок во многом бунтарский, учитывая, что к тому моменту ему уже было, что терять: ведь его работы в классическом стиле оценивались публикой очень высоко, он получал различные награды, обрел всеобщее признание. Климт, будучи очень умным человеком, не мог не понимать, что дорога новатора весьма и весьма терниста. Но он не изменил себе, следуя по пути, который ему подсказало вдохновение.

В 1898 году был возведено здание Сецессиона, над входом в которое было написано:  «Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода».  Там проходили выставки художников – членов общества. Среди них были Кокошка, Хофман, Ольбрих и многие другие.

 «Сецессион» начал выпускать журнал «Ver sacrum», «Священная весна».    В журнале публиковались работы членов общества. Однако в создании издания принимали участие не только художники, но и литературные деятели – например, известный поэт-символист Рильке.

Окончательный разрыв  с некоммерческими заказами произошел у Климта в тот момент, когда его пригласили расписывать Большой зал Венского университета. Художник должен был выполнить три картины, которые в аллегорической форме воплощали бы Медицину, Философию и Юриспруденцию. Первую он создал в 1900 году, остальные – к 1903 году.  Когда Климт представил Философию, разразился скандал. Профессора университета написали возмущенное письмо, в котором требовали отозвать заказ у Климта, обвиняли его картину одновременно в  откровенном эротизме и бесстыдстве, в отсутствии смысла и издевательстве над наукой.  После того, как ученые мужи увидели две другие картины, недовольство достигло предела.  Климт не стал вступать с ними в полемику, просто забрав картины себе и вернув заказчикам аванс. К сожалению, во время Второй Мировой Войны бесценные произведения искусства были утрачены.

Единственным ответом Климта на возмущение профессоров была картина, сначала названная «Моим критикам», а потом переименованная в «Золотые рыбки».  Комментарии тут излишни, достаточно ее просто увидеть.

Стиль Климта – поистине нечто беспрецедентное, его формирование завершилось примерно в 1903 году, что ознаменовалось началом знаменитого «золотого периода» в творчестве художника. Будет неправильно сказать, что Климт совсем ушел от классических канонов, скорее, ему удалось совместить или, вернее, «сплавить» (учитывая Климтовскую любовь к золотым оттенкам) несовместимое: тонкую, детальную прорисовку лиц и почти полную абстракцию на фоне. Автор, создавая свои удивительны орнаменты, черпал вдохновение в византийских мозаиках (он познакомился с ними во время своего путешествия по Италии, в Равенне),  в ориентальной живописи и в красоте природы.  Стоит обратить внимание на умышленную «плоскость» изображения, а также своеобразный «мозаичный» угол зрения: персонажи написаны так, как они видят друг друга, а не так, как они должны были бы быть написаны по канонам классических пропорций.

В «золотой» период Климт создал, пожалуй, лучшие свои работы: «Древо жизни» (которая по сути является триптихом из картин «Ожидание, «Древо жизни» и «Упоение», это последняя монументальная работа Климта, в которой перед нами предстает легендарное  Древо мира, на ветви которого сидит черный ворон, – вечный союз жизни и смерти) и, конечно, «Поцелуй» (на которой Климт изобразил себя со своей подругой Эмилией Флеге). Мы видим здесь не только красоту формы, но и богатство идей, воплощенных в этой форме, Климта-символиста, открывшего дверь в золотую бездну бессознательного.  Элементы орнаментов тоже имеют символическое значение: квадраты и треугольники – это знаки мужского начала, круги – женского, спирали – течения жизни, самого бытия.

Мы не можем забывать о том, что Климт был современником Фрейда, и фрейдистские идеи, как оказалось, вполне уютно чувствуют себя среди сусального золота.  Возможно, поэтому центр Вселенной Климта – женщина.  И появляется она в его творчестве в разных воплощениях – это  женщина-символ, женщина-Вселенная, женщина-идея, женщина-тайна и женщина-разгадка к этой тайне, некий «архетип», за которым стоят многие и многие поколения, а также мудрость и опыт, накопленные этими поколениями.  Такой предстает женщина, например, на картинах «Водяные змеи»и  «Даная».

Но есть и другая героиня творчества Климта – это прекрасная и чувственная, но вполне реальная и земная женщина: женщина – современница, женщина – соседка. Она эмоциональна, в ней виден характер, она четко прорисована – как в буквальном, так и в переносном смысле. Неудивительно, что такими являются дамы с известных портретов Климта, навсегда запечатленные в истории благодаря мастерству художника . Самыми известными, конечно, являются 4 портрета Адели Блох-Бауэр («Юдифь» I и II, «Портрет Адели Блох-Бауэр» I и II). Отношения Климта и Адели окутаны завесой тайны. По официальной версии художник был просто частым гостем салона, который держала Адель, и дружил с четой миллионеров Блох-Бауэров, но есть и иная – о многолетней связи художника и Адели. Некоторые утверждают даже, что якобы Блох-Бауэр, обманутый муж, задумал поистине изощренную месть: он надумал разлучить влюбленных, сделав так, чтобы они пресытились обществом друг друга. Он заплатил Климту астрономическую сумму и заказал невероятную по сложности картину – «Золотую Адель», «Портрет Адели Блох-Бауэр»-I, полагая, что за время создания  произведения художник и натурщица изрядно устанут друг от друга.    Климт писал это полотно 4 года, сделал более 100 набросков. Адель стала часто болеть, и они вынуждены были делать большие перерывы между сеансами. Картина получилась поистине величественной – квинтэссенция золотого на фоне, сплавленная с утонченной, темной томностью Адели на переднем плане.  Надо отметить раму, в которую вставлено полотно. Уникальность основной массы работ Климта состоит в том, что сначала к ним делали раму, и лишь потом художник писал полотно.

У этой картины необычная судьба – она переходила от владельца к владельцу, во время Второй Мировой войны вообще таинственным образом исчезла и казалась навсегда утраченной, однако вдруг явилась в частной коллекции, она много лет считалась символом Австрии и была увезена в США к единственной наследнице рода Блох-Бауэров, почти девяностолетней Марии, племяннице Адели – по указаниям таинственного завещания, найденного в Швейцарии. История не хуже детективной, но реальность подчас курьезнее любого вымысла.

Три других портрета Адели чуть менее известны, но заслуживают не меньшего внимания. Самым первым из них была «Юдифь»-I  -  удивительная картина, где чудесным образом сплелись два женских образа – легендарной красавицы из древних историй и современницы художница,  харизматичной, раскованной и роковой.  Они настолько слиты, что картина кажется двойственной, и в этом ее прелесть. Статная осанка, взгляд древней царицы – и при этом  модное украшение в стиле ар нуво на шее.

«Юдифь»-II стала настоящим скандалом. Многие именуют эту картину «Саломеей», видимо, видя сходство сюжетов в отрубленной голове, хотя, прямо скажем, символику эти два образа предполагают абсолютно  противоположную.  Впрочем, героиня картины, имеющая больше абстрактные черты, в которых не сразу угадываются черты Адель, и правда не выглядит чистой и гордой Юдифью, заведомо положительным персонажем. В ней слишком много темного, тайного, может быть, даже порочного и животного – и такая трактовка образа показалась критикам безумно оскорбительной.

«Портрет Адели Блох-Бауэр»-II относится к самому позднему периоду в творчестве Климта, когда он уже отошел от своего фирменного золота, увлекшись экспериментами с цветом, а также восточной культурой -  орнаментами, часто имеющими символический характер, стилизацией фона под мозаику или восточный ковер. Этот период  длился примерно 6-7 лет, до самой смерти художника в 1918 году. Адель Блох-Бауэр на этой картине стоит в саду в шляпке и кажется совсем юной.  От ее пронзительного взгляда невозможно отвести глаза.

Надо отметить, что недолгим переходным этапом между золотым периодом и орнаментальным был период увлечения Климтом  французскими живописцами – Лотреком,  Гогеном, Ван Гогом и другими. Это послужило причиной создания нескольких по-парижски утонченных и обаятельных произведений, например, картин «Леди в шляпе и боа» и  «Дама в черной шляпе».

В последние годы Климт создает произведения, в которых во многом отходит от прежних  канонов своего творчества. В них много красок, зачастую тревожных, не покидает ощущение лихорадочных всполохов, которые кажутся следствием  боязни не сделать, не успеть. У большинства работ – ориентальные фоны. Преимущественно это портреты современниц автора.

Надо отметить, что особняком в творчестве Климта стоят пейзажи. Преимущественно это были виды озера Аттерзее, куда художник ездил практически каждое лето.  Они встречаются и в раннем, и в позднем его творчестве. Мы можем увидеть в пейзажах эволюцию всего творчества Климта, хотя они отчего-то не стали такими знаменитыми, как другие его работы.  Тем не менее, пейзажи, на которых изображаются преимущественно одни и те же места, замечательно передают трансформирующееся авторское видение:  сначала они ближе к классическим канонам, но потом мы видим в них все больше авторского видения, они наполняются осенними красками в золотой период и мозаичной пестротой на позднем этапе творчества.

В конце жизни Климт был по-прежнему неразлучен с Эмилией Флеге, своей верной подругой и соратницей.  Художник  умер 6 февраля 1918 года в Вене. Причиной смерти стала пневмония, развивавшаяся на фоне перенесенного инсульта. Последними его словами были: «Пошлите за Эмилией…»

Потом были ожесточенные споры за наследство, скорбь безутешных возлюбленных, перевозка произведений автора из галереи в галерею и даже из страны в страну. Но все это уже безразлично, ведь Густаву удалось главное – остаться собой и заставить полюбить свое творчество, каким бы «неудобным» оно не было для критиков и современников. Он желал понравиться лишь  немногим, но  спустя столетие уже  миллионы людей восхищаются им.

Текст подготовила М.Прокопеня

© Пелигрин 2013-2022
Яндекс.Метрика  
Сделано в FIORES