Альфонс Муха

Творчество Альфонса Мухи – сердце нового стиля.

Однажды Сальвадор Дали сказал: «Сюрреализм – это я», и это утверждение было вполне обоснованным.  За Альфонсом Мухой не было замечено аналогичного высказывания («Ар Нуво – это я»), но, если бы ему пришло в голову произнести эти слова, никто не посмел бы упрекнуть его в самонадеянности – можно смело заявить, что без Мухи Ар Нуво просто не существовало бы, творчество мастера стало  сердцем и душой модерна.

Кем же он был, загадочный и необыкновенно талантливый Альфонс Муха,  чье имя гремело на весь мир в начале 20 века, впоследствии несправедливо осмеянное авангардистами и забытое несколькими поколениями, а в последние десятилетия вновь снискавшее былую славу? 

Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье  чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. После школы он пытался поступить в Пражскую Академию художеств,  но провалился и вынужден был устроиться на работу – с помощью отца он поступил писарем в суд, в свободное время подрабатывал в театре. Огромной удачей для художника стала работа по оформлению замка графа Куэн-Беласси: граф, восхищенный талантом юноши, согласился оплатить его дальнейшее обучение в Мюнхене. Два года проучился там Муха, а затем перебрался в Париж, чтобы продолжить образование в  Академии Жюльена.

Художник брался за любую работу, так или иначе связанную с живописью: рисунки для газет и журналов, рекламные и театральные афиши, открытки, упаковка и т.д. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Муха же рассуждал по-другому: он получал удовольствие от любого вида творчества, стремясь сделать красивой любую, даже самую банальную и бытовую вещь.  Как мы видим, он достиг в этом совершенства – его стиль не перепутаешь ни с каким другим, и мы восхищаемся любым его произведением, будь то реклама бисквитов и  упаковка для шампанского или грандиозное полотно. Вклад Мухи в развитие рекламы можно сравнить, наверное,  только  с вкладом Энди Уорхолла полвека спустя.

Символично, что  первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши  - это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Заказ достался Мухе практически случайно, повезло из-за того, что Бернар обратилась в типографию, принадлежащую знакомому  художника.  Как бы то ни было, успех был оглушительным: актриса тут же разыскала создателя восхитительной афиши и сразу подписала с ним контракт на 6 лет, в течение которых он  работал не только над множеством анонсов спектаклей, но так же и над декорациями. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска»  и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам.

Параллельно Муха сотрудничал с такими изданиями, как «Народная жизнь», «Парижская жизнь», «Фигаро», «Кокорико».

В то же время он создал свои известнейшие циклы картин, которые просто влюбили в него парижан: «Времена года», «Месяцы», «Драгоценные камни», «Цветы», «Звезды», «Утро, день, вечер, ночь» и другие. Их печатали большими тиражами, и они украшали собой и галереи, и дамские будуары, и стены модных ресторанов.

     В центре картины всегда была женская фигура – манящая, таинственная, томная, порой – близкая, порой, напротив,  -  величественная.  Образы меняются от картины к картине до той поры, пока и в жизни, и в творчестве художника не остается только одна женщина -  Мария Хитилова, его ученица, супруга и муза. Муха познакомился с Хитиловой в Париже, женился на ней в возрасте 45 лет, его возлюбленная была на 20 лет его моложе.  У них родились две дочери и сын – все они выросли очень талантливыми людьми, унаследовавшими дар отца. Мария позировала для многих поздних картин Альфонса, и в его героинях мы можем угадать ее черты.

Интересно, что Альфонс Муха был настолько многогранен, что даже создал дизайн для большого количества ювелирных украшений, которые воплотил в жизнь известный мастер и хороший друг Мухи Жорж Фуке.  К сожалению, многие из них утеряны и дошли до нас только на фотографиях. Впрочем, недавно внучка художника запустила проект, посвященный созданию ювелирных украшений  по дедушкиным эскизам, и, кто знает, может, вскоре поклонники творчества Мухи смогут увидеть шедевры воочию. 

В 1901 году Муха выпустил книгу для начинающих художников, «Декоративная документация», где подробно рассказывается о различных техниках создания произведений в стиле ар нуво, приводятся примеры орнаментов, узоров, шрифтов; зарисовки  мебели, ювелирных изделий, различных  бытовых предметов. Кто, как не Муха, мог и должен был выпустить подобное издание для потомков!

Как мы уже говорили выше, творчество Мухи – это квинтэссенция Ар Нуво со всеми его характерными чертами. Это и женственность, феминность, мягкость – причем не только очевидная, через изображение соответствующих образов – но и через общую атмосферу картин – нежных, спокойных, умиротворяющих.  Все произведения Мухи полны плавных гнутых линий – кудри, драпировки, ветви, стебли цветов, различные узоры  - что является одной из важнейших черт модерна, который отказывается от острых граней и углов в пользу подражания природе.  Многие узоры заимствованы из искусства Византии и других восточных стран, что также представляет собой вполне традиционную черту Ар Нуво, который идет рука об руку с ориентализмом и эклектикой. Важным элементом произведений Мухи становится полусфера, по-разному декорированная и всюду удачно вписанная в общий сюжет. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала.

Венцом творчества Мухи становится серия картин «Славянская эпопея», которую он писал 20 лет. Эти работы отличаются внушительными размерами — 8 × 6 м. Сюжеты для произведений он находил во время путешествий по Восточной Европе, в том числе по России. Надо отметить, что, несмотря на безграничную и взаимную любовь французов к нему, Муха всегда подчеркивал свое славянское происхождение, не забывал о своих корнях.  Ярким штрихом может послужить то, что Муха обожал появляться перед своими друзьями в косовортке.

В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов:  например, отмене крепостного права на Руси,  коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. Техника создания – масло и яичная темпера. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее, и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов.  Не чужд картинам элемент таинственности, загадки – возможно, на это повлияла многолетняя дружба Мухи с известным мистиком того времени Артуром Стриндбергом.

Все картины переданы художником в дар Праге. Вообще связь Мухи с Чехией безгранична – даже несмотря на то, что большую часть своей жизни художник прожил во Франции, и успех пришел к нему именно там.  После провозглашения в 1918 году Республики, Альфонсу Мухе было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба.

Художник ушел из жизни в 76 лет, в 1936 году, успев, к счастью, оставить свои мемуары. Скончался от пневмонии после того, как его объявили врагом Третьего Рейха и затаскали по допросам, несколько месяцев он провел в тюрьме, где и простудился.

Альфонс Муха внес неоценимый вклад в искусство и оставил богатейшее художественное наследие. В 1998 году в Праге был открыт посвященный ему музей, где представлены многие его знаменитые произведения. Но главное, чему научил нас Муха -  нет неважной  и скучной работы, есть посредственные мастера. Если же за дело берется талант, любую мелочь он превратит в шедевр.

Статью подготовила М.Прокопеня.
© Пелигрин 2013-2022
Яндекс.Метрика  
Сделано в FIORES