Мария Андреева

Мария Андреева, урожденная Федорова-Юрковская, великолепная актриса, фантастическая красавица, объект восхищения и поклонения многих замечательных мужчин своего времени, муза Горького, Толстого и Репина, рьяная революционерка, была женщиной со множеством лиц и множеством загадок.
Она родилась в театральной семье, ее отец был главным режиссером Александинки, мать служила там актрисой, и Мария ни секунды не сомневалась в том, что пойдет по стопам родителей и станет звездой. К тому же, очаровательная внешность и удивительная харизма, которыми обладала девочка, только укрепляли это намерение. Она закончила гимназию, драматическую школу, и в 1886 году дебютировала на сцене в Казани в составе антрепризы Медведева.
Успех пришел сразу - поклонников, очарованных талантом, шармом, энергетикой юной актрисы, было множество.

Однако не сразу нашелся тот, кто покорил сердце гордой красавицы. Лишь в 1888 году она вышла замуж за действительного тайного советника Андрея Желябужского, который был старше супруги на 18 лет. По свидетельствам современников, ее покорил его мягкий, спокойный, рассудительных характер, безграничная любовь к театру (он состоял членом правления Российского театрального общества), великолепные перспективы карьерного роста. В начале совместной жизни Желябужский любил свою юную супругу беззаветно, у них родились сын и дочь, и Мария была вынуждена на время прервать свою артистическую деятельность, занятая заботами о детях. Однако спустя некоторое время, когда семья переехала в Тифлис по делам службы Андрея, красавица снова стала выступить, и ей рукоплескал весь город. Ее муж также неоднократно появлялся на театральных подмостках - вместе они выступали под псевдонимом Андреевы, и псевдоним этот остался с Марией на всю жизнь. В Тифлисе она стала брать уроки вокала и участвовать также в оперных постановках. Сумасшедший успех, круживший голову Марии, не вызвал бурного энтузиазма у ревнивого мужа - он добился перевода в Москву, решив, что там проще будет контролировать ситуацию.
Следующие несколько лет после переезда были чрезвычайно удачными для обоих супругов: они жили в чудесной девятикомнатной квартире в центре, их принимали в лучших домах Москвы, в карьере оба продвигались семимильными шагами. Мария училась в Московской консерватории, брала уроки у знаменитой актрисы Медведевой, стала членом Общества искусства и литературы, где познакомилась и подружилась со Станиславским. Дебют Андреевой на московской сцене состоялся 15 декабря 1894 года в пьесе «Светит, да не греет» А.Островского и Н.Соловьева. В следующие пару лет она сыграла ряд крупных ролей, была тепло принята критиками, обрела множество поклонников, одним из которых, и, пожалуй, самым преданным, стал Савва Морозов - известный фабрикант и меценат. Он был женат, но это не помешало ему совершенно потерять голову и выполнять все прихоти своей возлюбленной. Савва пожертвовал 300000 рублей на строительство нового здания для Художественного театра в Камергерском переулке. Он выбивал для нее лучшие роли, оплачивал немалые долги театра и давал Марии баснословные суммы, не спрашивая поначалу, зачем они ей. А ответ бы его очень удивил - Мария отдавала эти деньги революционерам. С ними она познакомилась через репетитора своего сына и быстро увлеклась их идеями. Ее партийным именем было имя Феномен - за возможность великолепно выполнять самые сложные, подчас кажущиеся невозможными, задачи.Есть версия, что впоследствии Савва Морозов помогал революционерам уже вполне осознанно: не только давал деньги, но и укрывал некоторых в своем особняке, провозил необходимую литературу.
Увлекшись подпольной деятельностью, Мария на время практически забыла о семье и театре, и в какой-то момент обнаружила, что у мужа длительная связь с любовницей, а в театре у нее появилась сильная, пусть и не такая красивая, но очень талантливая конкурентка - Ольга Книппер, возлюбленная Чехова. Некоторое время силы претенденток на звание "примы", казалось, были равны, но очень скоро стало понятно, что Андреевой не победить Книппер - ни путем честной борьбы, ни путем интриг. Ситуация становилось все хуже и хуже - Мария рассорилась со Станиславским и чувствовала себя обманутой. Однако в этот тяжелый период она встретила любовь всей своей жизни - Максима Горького. При первой же встрече они почувствовали друг в друге родственную душу и быстро сошлись - сначала как друзья, а потом и как влюбленные. Уже сообща они помогали красному движению и очень высоко ценили талант друг друга.

Андреева протежировала пьесы Горького в МХТ и исполняла в них главные роли. Они не скрывали своих чувств друг к другу, хотя он был женат, а она - замужем. Однако, словно забыв об этом, влюбленные во всеуслышанье объявили на новогодней вечеринке, что отныне они - муж и жена.Общество возмущалось и осуждало эту "аморальную связь", но им было все равно. Андреева заботилась о Горьком и помогала ему во всем - переводила его произведения, вела переписку, следила за счетами и т.д. Театральная карьера Андреевой близилась к своему завершению. Ее отношения с режиссерами окончательно испортились, Книппер заняла позиции ведущей актрисы. К тому же, произошел трагический эпизод - на гастролях в Риге беременная Андреева провалилась в открытый люк и потеряла ребенка.
Удивительно, но несмотря на очевидные чувства Марии к Горькому, Савва продолжал оставаться рядом с ней, продолжая быть другом и защитником, при чем не только ее самой, но и ее возлюбленного писателя.Такая безграничная любовь и преданность фабриканта вызывали противоречивые чувства у общих знакомых. Однако пара вела себя довольно некрасиво по отношению к своему покровителю - оба рассказывали всем, как легко они вьют веревки из Саввы и как он готов сделать ради них все, что угодно, стоит только ему сказать. Когда эти пренебрежительные и насмешливые слова дошли до Саввы, он понял, что не может больше терпеть такое отношение. Он вдруг осознал, что не все, что делает его возлюбленная, априори хорошо и правильно. События, произошедшие в 1905 году, заставили его усомниться также и в правильности политических устремлений. Люди, которых он считал доселе единомышленниками, злословили за его спиной. У него случился нервный срыв, и он в сопровождении супруги уехал в Европу поправлять здоровье. Однако это его не спасло от трагической гибели - Савва был застрелен, или же застрелился самостоятельно, в отеле в Каннах. Эта история окутана множеством тайн и, видимо, правды не узнает уже никто.
Андреева и Горький также уехали из страны - в Америку, по делам партии. Пробыв там около года, пара перебралась в Италию, на остров Капри. В течение путешествия Горький создал многие свои известные произведения, например, "Мать". За границей они прожили 7 лет, до 1913 года. Для Марии это были тяжелые годы, несмотря на искреннюю любовь к Горькому. Яркая, интересная дама, созданная природой для того, чтобы блистать и быть предметом восхищения, Андреева явно была не создана для роли "жены гения" - прекрасной и самоотверженной женщины, кладущей жизнь на служение таланту. Ей было тяжело посвящать все время исключительно заботе о Горьком. К тому же, она скучала по России, по детям. Вернуться до 1913 года они не могли, так как их революционная деятельность стала слишком очевидной для царского правительства. Однако в 1913 году ей все же удалось это - по амнистии, связанной с трехсотлетием дома Романовых.
В течение года Мария пыталась найти себя на Родине и как-то заново построить свою жизнь. Ей не удалось устроиться в московский театр, а в другом городе труппа была значительно слабее, и после окончания сезона она бросила эту затею.В 1914 году Горький вернулся в Россию, и они снова стали жить вместе, Мария вновь стала вести все дела любимого.


После революции 1917 года ее карьера стала стремительно идти вверх - сначала она была назначена «комиссаром театров и зрелищ союза коммун Северной области» - то есть Петрограда и окрестностей. Она организовывала театры, создавала для них репертуар, выступала на сцене сама. Ее самое главное детище этого времени – Большой драматический театр, на котором она сыграла свои последние роли,впоследствии больше так никогда и не выйдя на сцену. Работа так увлекла ее, что Андреева совсем забыла о Горьком, который, почувствовав себя брошенным, начал встречаться с другой женщиной - Марией Закревской-Бенкендорф. 
Андреева тяжело переживала расставание с любимым, ведь она уже была не так молода - ей исполнилось 52 года, половина жизни была позади. Но новое назначение, на этот раз заведующей художественно-промышленным отделом Советского Союза в Германии, а затем и уполномоченной Наркомвнешторга по делам кинематографии за границей, и постоянная занятость помогли ей справиться с болью. Она отлично справлялась со своими обязанностями и получала огромное удовольствие от работы. У нее завязался новый роман - с бывшим секретарем Горького, на 17 лет моложе нее, с которыми они вместе работали в Берлине. С Горьким же они до конца жизни поддерживали нейтрально-приятельские отношения и переписку, но вряд ли можно говорить о том, что оба забыли о столько лет связывающей их страсти. Смерть Горького стала страшным горем для Андреевой.
Последним назначением Андреевой был полученный в 1931 году пост директора московского Дома ученых на Кропоткинской, который она превратила в чрезвычайно интересное место. Там работали кружки и студии, проводились встречи и выставки. Мария до последних лет сохранила элегантность и очарование, позволяющие ей влюблять в себя мужчин. Она по-прежнему притягивала к себе людей, как магнитом, и кипела энергией. Удивительная женщина, действительно феномен...

© Пелигрин 2013-2022
Яндекс.Метрика  
Сделано в FIORES