Купеческие свадьбы

Свадьба была судьбоносным событием в жизни барышни Прекрасной эпохи, независимо от того, к какому сословию она принадлежала. Дворяне старались заключать свадьбы "в своем кругу", брак с представителями другого сословия считался мезальянсом, пусть даже речь шла об окончательно обедневшей дворянке и очень богатом купце. Поэтому до 1860х годов подобный брак для семьи купца считался немыслимой удачей. Однако впоследствии ситуация поменялась, произошли реформы, социальная жизнь не стояла на месте - и уже купец мог всерьез задуматься, нужен ли его дочке бедный жених, пусть даже он - потомок Рюрика. Тем не менее, до начала 20 века нравы в купеческих домах были практически домостроевскими. Если дворяне вывозили своих дочерей в свет - на балы и в театры, где девушки могли познакомиться с будущими кандидатами в в мужья, у молоденьких купчих такой возможности не было. Единственным способом хоть как-то "на них посмотреть и себя показать" для барышень становилось участие в выездах, которые проводились 2- 3 раза в год: в Вербную субботу, в мае и, реже, на Масленицу.
Во время прогулки барышню мог заприметить купеческий сын, и тогда по согласованию со своими родителями он отправлял в дом невесты сваху. Сваха - это легендарный персонаж той эпохи, обладавший огромной властью, ведь с ее помощью улаживались все околосвадебные споры. Впрочем, и сама сваха подвергалась риску: ей запросто могли не заплатить, а то и попросту спустить с лестницы в случае какого-то особо яростного конфликта - купцы того времени нравом отличались лихим.
Если переговоры свахи с отцом семейства оказывались успешными, приходило время смотрин. В богатых семьях организовывался торжественный прием с чаепитием, во время которого главы семейств могли пообщаться между собой. Невеста появлялась перед гостями гораздо позже и могла, в окружении подруг и родственниц, познакомиться с потенциальным женихом. Если молодые не выказывали явной антипатии, отцы переходили к составлению так называемой "росписи" - списка приданого, каждый пункт которого придирчиво обсуждался.

Приданое - важнейший фактор выбора невесты. Издревле приданое для дочери начинали готовить едва ли не со времени ее рождения. В 19 веке, правда, приданое уже практически не шилось вручную, а чаще заказывалось у портних или попросту покупалось в магазине - большой популярностью пользовались комплекты приданого, включающие все необходимые. Различались они ценой и количеством содержимого - в зависимости от материальных возможностей семьи невесты. 
В основном девушка сама не занималась подготовкой своего приданого, чаще всего за это отвечала ее мать. Существовал старинный принцип "всего по двенадцать дюжин", поэтому, если деньги позволяли, барышня отбывала в дом мужа с астрономическим числом сундуков. Если же нет, то в магазинах можно было найти приданое поскромнее.
Как правило, к моменту замужества нужно было подготовить одежду невесты (как верхнюю, так и нижнюю), постельное белье, одеяла, полотенца, даже тряпочки - в общем, все, чтобы молодой жене было во что одеваться и с помощью чего вести хозяйство. Особым шиком в то время считалось добавить в приданое не только простыни и одеяла, но и так называемые "покрышки" - накидки из ткани желтого, лилового, голубого цветов, вышитые кружевом, которыми предполагалось накрывать подушки и одеяла.
В идеале, одежды должно было хватить едва ли не до конца жизни. Впрочем, к концу 19 века принцип "двенадцати дюжин" себя несколько изжил - ведь требовать от женщины, чтобы она носила платья, скроенные по моде двадцатилетней давности, было бы по меньшей абсурдно. И приданое стали давать деньгами, хотя бы частично. Известны случаи, когда родители исхитрялись дать приданое чеками - таким образом, все деньги были записаны на имя дочери и жених не мог ими воспользоваться. 
Перед свадьбой осуществлялась проверка приданого - как правило, на девичнике. Жених в сопровождении родителей приезжал с инспекцией и изучал все платья, чулки и шубы, предварительно развешанные семьей невесты на веревках. Дальше, как правило, шли дебаты относительно качества и количества предъявленного приданого: поскольку в "росписи" (документе с перечнем приданого, который составлялся во время сватовства) цифры, как правило, писались так, как это было удобно тестю и теще. 
Если эпизод не заканчивался разрывом помолвки (а бывало и такое, если дело не улаживала вездесущая сваха, присутствовавшая и в этот момент), и стороны все-таки приходили к компромиссу, вещи торжественно укладывались в сундуки и отправлялись в дом жениха. Ключи от сундуков припрятывали подружки невесты и не возвращали их будущему мужу до тех пор, пока он не дарил им подарок. 
Если вдруг получалось так, что до свадьбы не было передано все оговоренное приданое, недовольный жених мог просто не явиться на венчание, отказавшись играть свадьбу до получения остального, либо же попросту разорвать помолвку.

Организацией праздника занимались так называемые-"кондитеры" (в 19 веке это слово имело, как мы видим, другое значение). У них отцы семейства заказывали торжество, и кондитеры снимали помещение, организовывали стол, нанимали официантов. Кондитер приглашал также оркестр и наемных танцоров на случай, если обнаружится недостаток в кавалерах. В то время оплата такого рода услуг происходила в основном постфактум, и зачастую недовольные качеством обслуживания купцы отказывались платить нужную сумму. А бывало, что кондитер требовал дополнительные деньги за разбитую посуду или сломанную мебель. 
Интересно, что праздник продолжался с 7-8 вечера (времени, когда собирались гости, а молодые приезжали с венчания) до рассвет: сначала подавались закуски, а ужин начинался уже глубоко за полночь. 
До конца 19 века у купечества была интересная мода: купцы приглашали на торжество специальных официантов, которые произносили витиеватые тосты за здоровье молодых. Потом, к началу 20 века эта мода отпала, тосты стали произносить уже непосредственно члены семейств.
После праздника молодожены еще дня три объезжали с визитами родственников, и количество этих визитов могло достигать 15 в день, причем в каждом доме в их честь давали либо завтрак, либо обед, либо чай, либо ужин, поэтому послепраздничные дни становились серьезным испытанием для их желудков.

© Пелигрин 2013-2022
Яндекс.Метрика  
Сделано в FIORES