Кафе "Четыре кота"

В 1897 году в Барселоне было открыто уникальное кафе - "Четыре кота", которое за свое недолгую жизнь (оно просуществовало всего 6 лет) успело стать такой же легендой, как, например, Мулен Руж или Кабаре Вольтер. Открыл его каталонец Пере Ромеу, который долгое время проработал официантом в парижском кабаре "Черная кошка". Ему казалось, что его любимой Барселоне как раз не хватает такого места: недорогой богемной пивной с живой музыкой, где могли бы собираться люди искусства и где царил бы дух свободы и творчества.
Название "Четыре кота" было не только отсылкой к "Черной кошке", как можно предположить, но и данью уважения своему другу Русиньолю, который высказался, что ему кажется верхом безумства открывать кафе, куда придут только "четыре кота" (подразумевая под этим их неразлучную компанию). Говорят, что Ромеу несказанно позабавила эта фраза, - настолько, что он действительно назвал так кафе. 


Идея была активно поддержана друзьями Ромеу, среди которых были легендарный архитектор Антонио Гауди и художник Рамон Касас, тут же ставшие завсегдатаями кафе. Касас создавал рекламные афиши для "Четырех котов". 
Кафе расположилось в необычном здании, спроектированном знаменитым архитектором Пучем и Кадафалком, самым ярким представителем плеяды каталонских архитекторов (тут так и тянет добавить "модернистов", но Пуч свою причастность к модернистам отрицал, хоть, может, и не вполне искренне). Тем не менее, здание действительно сильно отличается от других, созданных барселонскими модернистами, которые питали огромную любовь к андалузскому стилю "мудехар" (фактически, это арабский стиль в архитектуре, оставшийся в наследство после 800летнего мавританского владычества и особенно распространенный на юге Испании). Пуч же сделал упор на заимствование огромного количества готических черт: стрельчатые окна, лепнина, кованые решетки и т.д. Есть мнение, что своими готическими постройками Пуч пытался подчеркнуть связь каталонской и североевропейской культур. 


Вскоре после начала своего существования кафе превратилось в настоящую легенду: там собирались все видные барселонские художники, поэты и архитекторы, а все иностранные творцы, даже проездом оказавшиеся в Барселоне, считали своим долгом обязательно хоть раз заглянуть в "Четыре кота". В кафе приходил и семнадцатилетний Пикассо, именно там он организовал свою выставку.
В "Четырех котах" проходили различные спектакли и концерты, были выступления даже театра теней и театра марионеток - любые эксперименты и необычное отношение к творчеству только приветствовалось.


Кафе бы, возможно, просуществовало еще несколько десятилетий, если бы оказалось в руках умелого предпринимателя, но Ромеу, наделенный добрым сердцем и безграничной любовью к искусству, оказался начисто лишенным экономического чутья. Зачастую он кормил ужином "бедных художников" совершенно бесплатно, а все остальные получали неплохую "дружескую скидку". Конечно, с таким отношением к делу Ромеу очень быстро погряз в долгах и был вынужден закрыть кафе, весь остаток жизни проведя в бедности. Все его друзья, когда-то завсегдатаи "Четырех котов", с болью вспоминали о гостеприимстве и непрактичности Ромеу.
После закрытия кафе на его месте собирался литературный кружок, в 1936 в связи с политическими событиями завершивший свое существование. Однако в последние десятилетия у кафе появилась новая жизнь: современные гастрономы полностью воссоздали прежний интерьер кафе, и теперь оно вновь работает под той же вывеской, привлекая немалое внимание туристов.

© Пелигрин 2013-2022
Яндекс.Метрика  
Сделано в FIORES